AMD Radeon HD 6800
Oсенью 2009-го видеокарты A
TI Radeon HD 5800 сильно повлияли на рынок, почти на полгода закрепив за AMD роль поставщика самых быстрых решений для игровых ПК. Появление весной 2010 г. NVIDIA Fermi вынудило AMD несколько потесниться, и теперь она снова ходит козырем, сыграв на соотношении цены и производительности.
Графическая архитектура ATI Cypress, на которой базируется Radeon HD 5000, бесспорно, явилась новой вехой в эволюции видеокарт AMD: прирост производительности по сравнению с прошлым поколением оказался настолько значительным, что она триумфально вернулась с топовыми моделями в ценовую нишу «свыше $300». Однако основной доход разработчики GPU получают вовсе не от продуктов класса high-end, являющихся прерогативой энтузиастов, а от устройств среднего уровня, доступных массовому потребителю. На этот сегмент и обратили наибольшее внимание в AMD, создавая следующее поколение под кодовым названием Northern Islands. Первыми его представителями стали AMD Radeon HD 6870 и HD 6850, также именуемые Barts.
Архитектура
В архитектуре новых чипов четко прослеживается наследие Cypress, эти GPU переняли от нее структуру вычислительных и текстурных блоков. Фактически с точки зрения потоковых процессоров, TMU и устройств растеризации они идентичны предыдущему поколению, и основная работа инженеров AMD заключалась в оптимизации ядра и устранении обнаруженных за год слабых мест Cypress. Одним из них были блоки тесселяции. За это время появилось несколько игр, активно использующих данную технологию, причем наблюдается тенденция к увеличению их числа, потому проблема откровенно невысокой производительности Cypress в указанной задаче была решена: по информации AMD, Barts в оптимальных режимах
вдвое превосходит Radeon HD 5870 по этому показателю.
По характеристикам Radeon HD 6800 несколько уступают предшественникам: если у Radeon HD 5870 было 1600 процессоров и 80 текстурных блоков, то у HD 6870 их всего 1120 и 56. Аналогично соотношение и между младшими моделями: Radeon HD 6850 может похвастать лишь 960 SP и 48 TMU против 1440 и 72 у Radeon HD 5850. Количество ROP и емкость встроенных кешей не изменились, а ослабление шейдерного домена GPU AMD пытаются нивелировать повышением частоты и внутренними оптимизациями. Также отметим, что в Barts используется контроллер GDDR5 от ядра Redwood (Radeon HD 5600), который занимает вдвое меньше места, нежели примененный в Cypress. В итоге число транзисторов в новом GPU снизилось с 2,15 млрд до 1,7 млрд, а площадь ядра — с 334 мм2 до 255 мм2, что, в свою очередь, отразилось и на TDP: для Radeon HD 6870 он составляет 151 Вт, для HD 6850 — 127 Вт, а в простое обе модели потребляют и выделяют всего
19 Вт. Производится Barts по 40-нано-метровому техпроцессу TSMC.
Функциональные инновации
В отличие от вычислительной части GPU другие блоки подверглись намного более серьезной модернизации. Значительно улучшен модуль обработки видео: третье поколение движка UVD — UVD3 — теперь способно аппаратно декодировать несколько новых кодеков. Во-первых, добавлена возможность воспроизведения MVC (Multiview Video Coding) — очередного дополнения к стандарту H.264/AVC, описывающего передачу в одном потоке данных двух кадров с разными ракурсами, необходимых для стереоскопии. Как результат, Northern Islands обеспечивает аппаратное проигрывание Blu-ray 3D и другого 3D-видео, сжатого этим кодеком. Вторым серьезным нововведением стало внедрение полноценной поддержки декодирования и обработки MPEG-4 ASP, наиболее распространенными представителями которого являются кодеки DivX и XviD.
AMD Radeon HD 6850
формально более скоростной HD 5870, а на Extreme вперед выходит и HD 6850.0 конкуренции с NVIDIA здесь речь не идет: во-первых, движок Unigine явно лучше работает на видеокартах этого вендора (что видно по режиму с отключенной тесселяцией), во-вторых, Fermi с ее блоками Polymorph Engine всегда значительно превосходит Barts и Cypress в данной задаче.
Результаты более реальных тестов подтверждают, что у AMD действительно получились очень удачные продукты. В различных приложениях соотношение сил несколько меняется, но в целом тенденция следующая: максимальный разрыв между Radeon HD 6870 и HD 5870 не превышает 15% и иногда сводится к единицам процентов. В среднем в проведенных нами замерах топовая видеокарта предыдущего поколения опережает новинку лишь на 7% при формальном превосходстве в количестве исполнительных блоков и реальной разнице в цене почти в полтора раза. Аналогичный успех наблюдаем и при сравнении с прямым конкурентом NVIDIA — GeForce GTX 460 с 1 ГБ памяти: Radeon HD 6870 в зависимости от теста работает на 4-27% быстрее.
Что касается AMD Radeon HD 6850, то и эта модель в своей нише выглядит вполне убедительно: при разнице в стоимости около $50 она лишь на 15% уступает Radeon HD 5850 и примерно на столько же опережает NVIDIA GeForce GTX 460 с 768 МБ памяти.
Выводы
Новая, или, точнее, обновленная графическая архитектура AMD — очередной эволюционный этап. Компания не стала развивать тенденцию к ежегодному скачкообразному наращиванию производительности, а вместо этого сделала уже существующие возможности более близкими рядовому потребителю. Главный козырь Radeon HD 6800 — не быстродействие, а соотношение последнего с ценой, и по данному показателю новинки на голову опережают своих предшественников и составляют острую конкуренцию NVIDIA GeForce GTX 460.
Источник: qwedr.com
Активно перевозите грузы? Покупайте спецтехнику, к примеру грузовики man .